Опыт работы

Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Информация об опыте, его актуальность.

Первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный

институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад.

Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и

педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей

в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной

поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. На

определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский  сад.

Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не

знал, которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и

воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту,

эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и в детском

саду, и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению

общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с

уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему

на благо.

Вопросы воспитания детей дошкольного возраста — это, прежде всего,

вопросы семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют

достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о

закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми

элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.

Согласуя  свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или

компенсировать домашние условия воспитания.

Особо важно взаимодействие и дошкольного учреждения для детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.

Только активная двусторонняя связь может компенсировать

«неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к новым

условиям (к примеру, детей-беженцев), наладить связь «неблагополучных»

детей с окружением. Что касается детей из так называемых «благополучных» семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.

Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания единого образовательного  пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Все вышеизложенное актуализирует проблему, изложенную в опыте работы.

Цели и задачи.

-Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

— Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

— Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

— Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

-Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

-Объединить усилия для развития и воспитания детей.

Новизна опыта.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей

формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно

организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться

на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя ,в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между

воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен

строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу

воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача — вооружение семьи педагогическими

знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и

практической, определенным образом организованной деятельности.

Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет

активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и

группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг

друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную

доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в

едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они

осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную,

собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

—        изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих

—        детей и детей детского сада;

—        группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала

для воспитания своего ребенка, детей группы;

—        составление программы совместных действий педагога и родителей;

—        анализ промежуточных и конечных результатов их совместной

воспитательной деятельности.

Технология опыта.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям:

  1. Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

  1. Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Активные формы и методы работы с родителями

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

— посещение семей воспитанников на дому;

— родительские собрания;

— совместные проекты;

— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

— Дни добрых дел ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году);

— Дни открытых дверей;

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

— оформление фотовыставок;

— совместное создание предметно – развивающей среды;

— работа с родительским комитетом группы;

— беседы с детьми и родителями;

-круглые столы;

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны конспекты совместных занятий «Путешествие в страну букв», КВН «День знаний», проведены консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Состоялось родительское собрание на тему «Будущие первоклассники».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

На собрание были приглашены специалисты: учитель школы, логопед, психолог. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно – информационное направление

Наглядно–информационное направление включает в себя:

— родительские уголки;

— семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;

— фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;

— фотовыставки «Моя мама — лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я — дружная семья»;

— картотека Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

— развлечения «Мы с мамой друзья» , «Самый лучший папа на свете» , «Супермама », «Наши бабушки»;

— спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй» ;

— празднование дней рождений;

— выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным руководителем, воспитателями.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

— выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

— консультации для родителей;

— составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

— распределение ролей взрослых;

— изготовление пригласительных билетов;

— подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

— составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

— индивидуальные встречи и консультации;

— изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и  дети.

Традиционным  является праздник, посвящённый Дню Матери. Это хорошо, но папы всегда остаются в тени. Я решила провести праздник «Самый лучший на свете папа», целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании. Совместно с музыкальным руководителем, старшим воспитателем разработали сценарий, подготовили необходимые атрибуты, музыкальное сопровождение. Для мам и детей было дано домашнее задание «Расскажи о своём папе». На занятии и в свободное время дети рисовали портреты своих пап, делали пригласительные билеты, готовили музыкальные номера, учили стихи. Подготовили фотовыставку «Самый замечательный папа», медали для различных номинаций («Мистер Золотые руки», «Мистер Неожиданность», «Мистер Пунктуальность»). Все творчески подошли к выполнению заданий, с нетерпением ждали праздник.

Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение . Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – то работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», — писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в этой группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки, где дети могут посидеть в уютных креслах и посмотреть групповой или семейный альбомы. В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.

Очень необычно у нас оформлена «визитка» — в виде большого солнца, на котором «живут» наши «солнечные» дети. Для каждого ребёнка родители сделали маленькое солнышко с портретом.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» — ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Результативность опыта:

— Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;

— Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных общеобразовательных стандартов;

— Повышение профессиональной компетентности педагогов;

— Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов;

— Продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

 

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Библиографический список.

1.Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М.:ТЦ «Сфера»,

2004.

2.Данилина Т.А. Взаимодействия дошкольного учреждения с социумом.- М.:АРКТИ, 2004

3.Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. — М.:ТЦ «Сфера»,2004

4.Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.:ТЦ «Сфера»,2010

5.Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2007

6.Севостьянова Е.О. Дружная семейка. Программа адаптации дошкольников к ДОУ. – М.: ТЦ « Сфера»,2005

7.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2004

8.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. М.,2008

9.Евдомимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.,2008

10.Майер А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи // Управление ДОУ. 2008. № 3.

11.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. М.,2007

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.