Зачем нужен психолог в детском саду?
Задача психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления – это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психопрофилактики и психокоррекции.
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:
- Психологическая диагностика.
Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.
- Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
- Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия.
- Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития. - Психологическая поддержка деятельности ДОУ.
В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДОУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.
Какие бывают самые распространённые ошибки
при обращении к психологу в образовательном учреждении?
Психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.
Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. Психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.
Родители часто волнуются, что результаты диагностики, консультаций, коррекционных и развивающих занятий станут известны другим родителям, воспитателям.
Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам работы педагога – психолога с ребёнком передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.