В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.
Так как приобретенные в детстве умения — видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера, тем самым формирует в ребёнке личность. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, душевностью воздействует на все его чувства. И если ребёнок, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты прежде всего взрослые. Очень важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на Земле. От нас, взрослых, зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно в Семье. Как научить любить и понимать природу — это интересует каждого.
Чтобы дать первоначальные знания о живых существах, можно использовать художественную литературу, рисование, рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений, просмотр с ребёнком фильмов о природе. Кроме этого, совместные наблюдения, экологические игры, беседы, маленькие эксперименты в природе, совместные творческие поделки помогут родителям сделать общение со своим ребенком интересным, развивающим и самое главное сформируют у малыша бережное отношение к окружающему миру.
Живые объекты привлекают детей своими движениями, голосовыми реакциями. Как обращаться с животными, нужно учить ребёнка на личном примере. При наблюдении за животными, насекомыми необходимо следить, чтобы малыш в процессе этого не причинил им вреда. Дети учатся относиться к живым существам, заботится о них. Например, наблюдая за козленком, взрослый говорит ребёнку: «Смотри, какой маленький козлёнок. Не бойся нас, козлик, мы добрые, мы тебя не обидим». Рассматривая животное, малыш закрепляет в словах названия частей тела: ушки, рожки, хвостик. Слушает его голос. Можно предложить погладить козлёнка. Возьмите руку ребёнка в свою, покажите ему, как аккуратно прикасаться к козленку, как его гладить.
Всё это вызывает положительно-эмоциональную реакцию малыша, его интерес к животному, желание общаться с ним. Можно вспомнить, в каких сказках живёт козлёнок, потешки и стихи об этом домашнем животном.
Если дома имеется домашний питомец, подумайте, какую обязанность по уходу за питомцем сможет выполнять ваш малыш. Например, наполнять миску для питья водой и сухим кормом, сможет ли он насыпать зёрнышки для попугая.
Объясните малышу, что за хвост тянуть щенка или котёнка нельзя, что пушистые или пернатые члены семьи тоже могут испытывать страдания.
Общение с питомцами дарит нашим детям радость, но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым, заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. У многих дома имеются комнатные растения, к уходу за ними также можно привлекать ребёнка.
Конечно, сначала необходимо наглядным примером научить, как правильно полить, прорыхлить растение, протереть листики. А как интересно будет ребёнку устроить душ комнатному цветку!